В настоящее время документом, в котором предусмотрены классы водителей в зависимости от квалификации, является Квалификационный справочник, который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации. Присвоение классности водителям, как правило, используется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.
Каждый работодатель вправе самостоятельно решить, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате. В случае если работодатель решил установить уровни классности, этот вопрос должен быть урегулирован коллективными договорами, соглашениями и (или) локальными нормативными актами. Этими документами могут быть урегулированы в том числе и вопросы сохранения уровня классности, который работник имел у другого работодателя, а также предусмотрен перечень документов, подтверждающих этот уровень (при наличии таковых). Законодательством РФ этот вопрос не урегулирован.
Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. При этом порядок присвоения работникам классов и требования к ним необходимо будет закрепить в локальном нормативном акте организации.
Для присвоения работникам-водителям соответствующего класса работодателю следует создать квалификационную комиссию. Порядок присвоения класса должности водителя законодательством не установлен, поэтому работодатель вправе сам определить данный порядок, например делать это исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата. В последнем случае локальным нормативным актом необходимо предусмотреть порядок такой проверки знаний: кто будет входить в состав комиссии, за сколько работники будут уведомляться о проверке знаний, в какой форме она будет проходить (письменно, устно) и т.п.
Кроме того, в случае применения Квалификационного справочника работодателю необходимо обратить внимание на то, что присвоение 1 класса возможно, только если водителю ранее был присвоен 2-й класс, а присвоение 2-го класса - только если ранее был присвоен 3-й класс, требования к квалификации которого также установлены данным документом.
Из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что работодатель вправе, но не обязан установить уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей.
Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от квалификации. Присвоение классности водителям, как правило, используется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.
Каждый работодатель вправе самостоятельно решить, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате. В случае если работодатель решил установить уровни классности, этот вопрос должен быть урегулирован коллективными договорами, соглашениями и (или) локальными нормативными актами. Этими документами могут быть урегулированы в том числе и вопросы сохранения уровня классности, который работник имел у другого работодателя, а также предусмотрен перечень документов, подтверждающих этот уровень (при наличии таковых). Законодательством РФ этот вопрос не урегулирован.
Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. При этом порядок присвоения работникам классов и требования к ним необходимо будет закрепить в локальном нормативном акте организации.
Для присвоения работникам-водителям соответствующего класса работодателю следует создать квалификационную комиссию. Порядок присвоения класса должности водителя законодательством не установлен, поэтому работодатель вправе сам определить данный порядок, например делать это исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата. В последнем случае локальным нормативным актом необходимо предусмотреть порядок такой проверки знаний: кто будет входить в состав комиссии, за сколько работники будут уведомляться о проверке знаний, в какой форме она будет проходить (письменно, устно) и т.п.
Кроме того, в случае применения Квалификационного справочника работодателю необходимо обратить внимание на то, что присвоение 1 класса возможно, только если водителю ранее был присвоен 2-й класс, а присвоение 2-го класса - только если ранее был присвоен 3-й класс, требования к квалификации которого также установлены данным документом.
Из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что работодатель вправе, но не обязан установить уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей.
Главный специалист
сектора социального партнерства
отдела регулирования трудовых отношений
Еланцев С.А.
сектора социального партнерства
отдела регулирования трудовых отношений
Еланцев С.А.